Положение молитвы в Исламе и ее достоинства
Духа намаз имеет множество положительных эффектов для мусульманина, при его ежедневном чтении. Главным из них, безусловно является открытие дверей в Рай — ведь по словам Пророка (да будет доволен им Аллах), ежедневное чтение этого намаза смывает все грехи с души молящегося, даже если их столь же много, как пены в море. (ат-Термизи, Салят, страница 346). Сам Пророк (с.а.в.) подавал пример своему окружению, ежедневно выполняя молитву после восхода солнца.
Достоинства нафль намаза «духа» можно обобщённо выразить в шести утверждениях:
- Мухаммед (с.а.в.) говорил, что с наступлением утра каждого дня, мусульманин должен совершать садака (подаяния). Однако под садака в его словах можно понимать не только милостыню, подаваемую бедняку, но и восхваления Аллаха в различных молитвах и деяниях. Но всё это может выполнение двух ракаатов молитвы духa.
- Духа-намаз — это молитва грешника, осознающего свой грех. Только осознав глубины своего грехопадения, грешник способен искренне покаяться в совершённом. Ибо только искреннее покаяние, выраженное в молитве, будет принято Всевышним и грехи молящегося будут смыты по велению Его.
- Сунна пророка Мухаммеда (с.а.в.) — согласно заявлениям его современников, переданных нам в различных хадисах, он завещал своему окружению делать всего три вещи — отправляться ко сну только после чтения намаза витр, каждый месяц держать малый трёхдневный пост и ежедневно читать два ракаата духа. Причём рекомендовал держать пост в середине лунного месяца, то есть с 13 по 15 числа.
- Мухаммед (да будет доволен им Аллах) говорил, что мусульманин, совершивший фаджр в джамаате, но при этом не прекративший восхвалять Всевышнего, пока не пройдёт восход, а затем прочитавший два ракаата молитвы, уподобится в вознаграждении тому, какой совершил хадж и умру. Эти слова не снимают обязательства мусульманина совершать паломничество, но говорят о благости молитвы.
- Отпущение грехов истинно покаявшемуся мусульманину. Только истинная дуа, идущая от сердца способна смыть грехи, по велению и указанию Всевышнего.
- Не будет ленивым считаться тот, кто совершает два ракаата духа ежедневно. Тот же, кто совершает четыре, окажется в ряду преданных Всевышнему. Кто совершит шесть, тому настанет избавление от бед и волнений, совершивший же восемь, будет считаться благочестивым в умме своей, ну а те, кто совершит двенадцать, тому уготован райский дворец из чистого золота, выстроенный Аллахом для каждого праведника.
Великая тайна молитвы ад-духа
Главной тайной молитвы является ниспослание милости и богатства молящемуся. Но нет больше богатства для человека, чем здоровье. Милость Всевышнего и здоровье являются высшей платой за почёт и упоминания Всевышнего в молитвах благочестивых мусульман.
Время наступления и окончания Духа намаза
Согласно достоверным письменам, повествующим о жизни Пророка (с.а.в.), он приступал к чтению молитвы, которая называется «ад-духа» вслед за тем, как солнце восходи над горизонтом на высоту как минимум одного копья. Длина копья в то время составляла примерно два метра, и с этим согласны многие именитые богословы сегодня, называя именно эту цифру новичкам. То есть, дополнительный намаз после восхода солнца можно совершать, когда светило на небосводе «окажется на кончике копья», то есть примерно на высоте двух метров от земли. Но совершать его можно в любое время, от восхода солнца до наступления времени намаза зухр. В иных случаях, чтение данной молитвы считается недопустимым.
«Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.)
Количество ракаатов молитвы “ад-духа”
Пророк Мухаммед (с.а.в.) завещал мусульманам совершать два ракаата намаза. Это указано в многих хадисах, и с этим соглашаются многочисленные богословы. Однако, ни одним из них не возбраняется, а некоторыми даже поощряется совершение намаза «ад-духа» в четыре, шесть, восемь и даже двенадцать ракаатов. Более двенадцати ракаатов совершать не рекомендуется, по причине того, что в хадисах и Коране нет ни одного упоминания о молитвы в большее количество ракаатов.
Порядок совершения намаза ад-духа
Чтобы совершить намаз ад-духа, необходимо прежде всего дождаться времени, когда солнце поднимется над землёй на высоту одного-двух копий (два-четыре метра). Дело в том, что пока солнце всходит, по канонам мусульманской веры считается, что поднимается оно между рогов Иблиса — правоверному мусульманину нельзя совершать никаких богоугодных дел, включая намаз в это время. Это уходит корнями к язычеству, и таким образом, считается восхвалением дьявола.
Итак, дождавшись наступления дозволенного времени, необходимо, как и во время других намазов, занять позу «кыям» и произнести в себе намерение «Я хочу прочитать два (четыре, шесть, восемь, десять, двенадцать) ракаата молитвы «ад-духа». После чего следует вознести такбир, и приступать к чтению молитвы. В первом ракаате рекомендуется начинать с чтения суры «аль-Фатиха»:
«Бисми ль-Лляхи р-Рахмани р-Рахим аль-Хамду ли-Лляхи Рабби ль-алямин ар-Рахмани р-Рахим Малики йауми д-дин Иййака набуду ва-иййака настаин Ихдина с-сирата ль-мустаким Сирата ль-лязина анамта аляйхим гайри ль-магдуби аляйхим ва-ля д-даллин»
(во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного, хвала Аллаху Господу миров, Всемилостив и Милосерден Он один, дня судного один Он Властелин, мы предаёмся лишь Тебе, и лишь к Тебе о помощи взываем, направь прямой стезёю нас, стезёю тех, кто милостью Твоею одарён, а не стезёю тех, на ком Твой гнев, и не стезёй заблудших.)
А затем, совершив поклон руку, и произнеся басмалля и совершив саджда, прочесть суру «аш Шамс»:
«Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим Уаш-Шамси Уа Духахаа. Уаль-Камари Иза Таляхаа. Уан-Нахари Иза Джалляхаа. Уаль-Ляйли Иза Йагшахаа. Уас-Самаи Уа Ма Банахаа. Уаль-Арды Уа Ма Тахахаа. Уа Нафсин Уа Ма Саууахаа. Фаальхамаха Фуджураха Уа Такуахаа. Кад Афляха Ман Заккахаа. Уа Кад Хаба Ман Дассахаа. Каззабат Самуду Битагуахаа. Изинбааса Ашкахаа. Факаля Ляхум РасулюЛлахи НакатаЛлахи Уа Сукйахаа. Факаззабуху Фаакаруха Фадамдама `Алейхим Раббухум Бизанбихим Фасаууахаа. Уа Ля Йахафу Укбахаа.»
(Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Клянусь солнцем и его сиянием! Клянусь луной, которая следует за ним! Клянусь днем, который выявляет его (солнца) сияние! Клянусь ночью, которая скрывает его! Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг (или тем, как Он воздвиг его)! Клянусь землей и Тем, Кто ее распростер (или тем, как Он распростер ее)! Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик (или тем, как Он сделал ее облик соразмерным) и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее. Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония, и самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. Посланник Аллаха сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее!» Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, а Господь поразил их за этот грех казнью, которая была одинакова для всех (или сровнял над ними землю). Он не опасался последствий этого.)
Или суру «аль Кафирун»:
«Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим! Куль Йа Аййухаль-Кафируун! Ля Абуду Ма Табудуун, Уа Ля Антум Абидуна Ма Абуд. Уа Ля Ана Абидун Ма Абадттум, Уа Ля Антум Абидуна Ма Абуд, Лякум Динукум Уа Лийа Диин!»
(Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!)
Совершив ещё один поясной и земной поклоны, встать в позу «киям» и приступить к чтению второго ракаата с суры «ад-Духа»:
«Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим, Уад-Духаа! Уаль-Ляйли Иза Саджаа! Ма Уаддаака Раббука Уа Ма Каля! Уа Ляльахырату Хайрун Ляка Миналь-Уля, Уа Лясауфа Йутика Раббука Фатардаа. Алям Йаджидка Йатимаан Фаауаа? Уа Уаджадака Даллян Фахадаа? Уа Уаджадака Аилян Фаагнаа? Фааммаль-Йатима Фаля Такхаар! Уа Аммас-Са`иля Фаля Танхаар! Уа Амма Бини`мати Раббика Фахаддис!»
(Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Клянусь утром! Клянусь ночью, когда она густеет! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее. Господь твой непременно одарит тебя, и ты будешь удовлетворен. Разве Он не нашел тебя сиротой и не дал тебе приют? Он нашел тебя заблудшим и повел прямым путем? Он нашел тебя бедным и обогатил? Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа.)
Совершите поясной и земной поклоны, после чего приступайте к чтению суры «аль Ихляс»:
«Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим Куль хуАллааху Ахад! Аллаахус-Самад! Лям ялид уа лям юляд, Уа лям якулляху куфууан Ахад»
(Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Скажи : «Он-Аллах-един; Извечен Аллах один; Не рождал Он, и не был рожден, и с Ним никто не сравним!»)
После этого вновь совершаются земной и поясной поклоны, и намаз считается совершённым. Однако, на усмотрение молящегося, можно и продолжить чтение, увеличивая количества ракаатов до приемлегого молящимся, но не более двенадцати. При этом в нечётных ракаатах должна читаться сура «аль Кафирун», а в чётных «аль Ихляс».
Главное правило в чтении намаза «ад-Духа» — не торопиться, и делать пошагово.