Джаназа намаз — это погребальная молитва мусульман, которой провожают усопшего в последний путь. Совершение данной молитвы входит в разряд непреложных (фард кифая), то есть её совершение обязательно, так же как и обряды омовения и заворачивания в саван перед началом погребальной церемонии — при этом считается, что будь намаз прочитан лишь одним мужчиной мусульманином, то фард совершения заупокойного намаза будет исполнен, остальные присутствующие могут по незнанию или неумению не совершать данный намаз.
Тяжёлым грехом считается не делать намаза над покойным, и грех этот не будет прощён. Так же, как и другие обязательные намазы, похоронный намаз совершается только в состоянии полной ритуальной чистоты — обязательно полное омовение и чистая одежда. Чтение намаза происходит в позе кыям, текст молитвы читается только про себя. При этом тело лежит перпендикулярно молящимся, а молящиеся лицом должны быть обращены в сторону Каабу.
Время совершения джаназа намаза
Заупокойная молитва совершается в период после полного восхода солнца и до заката, либо после полного заката и до начала восхода солнца. Конкретного времени чтения жаназа намазы (аварский) не указано ни в одном хадисе, указано лишь то, что нельзя читать намаз во время восхода или заката. При этом желательно, чтобы намаз за умершего совершался коллективно (разумеется, по возможности), а совершение намаза не совпадало по времени с совершением других намазов.
Метод совершения джаназа намаза
Заупокойная молитва, как уже было сказано, совершается только стоя, в позе кыям, про себя. Желательно совершение молитвы коллективно, но при отсутствии такой возможности, допускается и чтение молитвы в одиночку. Коллективно намаз читается следующим образом — имам стоит ближе всех к телу покойного, уже завёрнутого в саван и лежащего на тобуте (носилки, на которых покойного относят к месту погребения). За ним стоят остальные молящиеся мужчины, причём крайне желательно, чтобы они стояли в три ряда или более того — это считается сунной и дарует покойному путь в Рай.
Расстояние между имамом и покойным не должно превышать трёх сотен локтей (около ста пятидесяти метров), между ними не должно быть никаких стен, даже если в этих стенах есть двери и окна. В мечети читать джаназа рекомендуется только над теми, кто умер вдали от дома — согласно устоям ханафитского мазхаба, вносить тело в мечеть допускается только в том случае, когда нет отдельного помещения для совершения джаназа намаза. Имам во время чтения заупокойной молитвы должен стоять по правой стороне тела и на уровне груди усопшего.
Обязательно чтение джаназа намаза до похорон, причём мужчины и женщины должны читать намаз раздельно. В случае, если до погребения не было совершено молитвы, это вызывает большой грех, ложащийся на плечи семьи — при этом допускается чтение джаназа после погребения, но только в случае, если семья не знала о смерти, либо была далеко. В таких случаях, джаназа намаз читается на кладбище, над могилой, либо в пятницу, после джума-намаза
Порядок совершения
Усопшего необходимо полностью омыть, раздеть догола и завернуть в кафан (погребальный саван). После этого усопшего укладывают на тобут, на уровне его груди вблизи тела встаёт имам (либо самый близкий родственник усопшего, мужского пола). Остальные встают на расстоянии за имамом, в три или более ряда. Имам читает такбир и намаз тихим голосом, джамаат же читает шёпотом или про себя.
Первым делом произносится ният «Я собираюсь совершить джаназа намаз за лежащего предо мной покойного» (вопросы половой идентификации усопшего не столь важны), затем произносится такбир, во время которого молящийся касается пальцами мочек ушей, после чего опускает руки и принимает позу «кыям». После этого молящиеся произносят следующий текст (приведём в транслитерации с арабского языка):
«Субханака аллахум ма уа бихаамдик, уа табаракаа смукь, уа тааляя джаддуки, ва ляа илляхи гаирук»
После этого приступают к совершению второго такбира. При чтении второго и последующих такбиров, руки не поднимаются, оставаясь в районе живота. После совершения второго такбира, джамаат читает «Салават» вслед за имамом. Прочтя «Салават», имам произносит третий такбир, после чего читается дуа джаназа:
«Аллахум ма фирлихайина уа майитина уа шахиидина уа гайибина уа закарина уа унсанаа уа сагиринаа уа кабиирина. Аллахум ма ман ахияитааху миннаа фаахихий ааляль ислам. Уа ман таваффаитааху минаа фатавафаху ааляль иман».
Если молящиеся не знают это дуа, то допустимо прочесть дуа «Кунут», либо «Раббана». После чтения дуа произносится четвёртый такбир, после которого совершается салам — молитвенное приветствие в Исламе, без совершения отдельных дуа.
Следом за приветствием произносится дуа, которое и несёт указание пола усопшего для Всевышнего. Для молитвы за мужчину произносится «Уа хуса хазаль маийита бир рухи уар-раххатий уаль-магфираатий уар-ридваний. Аллахум ма ин кана мухсинаан фазиид фи ихсаниихи уа ин кана мусийан фатаджавааз аанху уа ляккахиль-амнаа уаль-бушраа уаль-карамата уаз-зульфаа бирахматикаа ия архамаар рахимин».
В случае, если усопшей является женщина, читается другое дуа, текст которого выглядит несколько иначе:
«Уа хуса хазихииль маийитата бир рухи уар раххатий уаль-магфираати уар-ридваний. Аллахум ма ин канат мухсинаатан фазиид фи ихсааниха уа ин канат мусиаатан фатаджавааз аанха уа ляккахаль-амнаа уаль-бушраа уаль-карамата уаз-зульфаа бирахматикаа ия архамаар рахимин».
Если умерший — несовершеннолетний мальчик, то читается другое дуа «Аллахум ма джаальху ляана фураатан уа джаальху ляана аджраан уа зухранваа джаальху ляана шафиаан уа мушаффаа».
А вот в случае с несовершеннолетней девочкой читается дуа «Аллахум ма джаальхa ляана фуратаан уа-джаальхa ляана аджраан уа зухраан уа-джаальхa ляана шафиаатан уа мушаффаа»
Тем же, кто не как совершать джаназа намаз, разрешается читать дуа «Раббана». Особенно следует учитывать, что имя усопшего в намерении лучше называть точно — в противном случае намаз не будет считаться выполненным. Именно поэтому в случае, если имя усопшего неизвестно, достаточно ограничиться словом «усопший» в намерении.
Над кем не совершается погребальная молитва
Согласно основным учениям ханафитского мазхаба, джаназа не совершается над:
- Не совершается молитва над умершими представителями других религий (к примеру, если усопшим оказался русский православный христианин);
- Те, кто поднялся с оружием против правителя и были убиты в ходе боя. Считается, что восставшие против правителя равны отцеубийце, но те же из смутьянов, кто был осужден и казнён, должны быть омыты, а также над ними совершают намаз;
- Бандиты, убитые во время захвата, также не имеют права совершения над ними молитвы. Но при этом, казнённые по решению суда — омываются и хоронятся с чтением молитвы согласно традициям Ислама;
- Убийца своих родителей, казнённый по решению суда, не подлежит захоронению в соответствии с канонами Ислама. Именно поэтому имам имеет полное право отказать родственникам усопшего в омовении и чтении заупокойной молитвы. Но если убийца скончался сам, без вмешательства третьих лиц, считается, что Всевышний покарал его за совершённый грех, вследствие чего омовение, чтение молитвы и погребение производятся согласно канонам веры.
- Вопреки мнениям, джаназа можно читать и над самоубийцей — по канонам различных мазхабов, такой человек не совершил преступлений против кого-либо, но Пророк (с.а.в.) однажды отказался читать погребальную молитву над самоубийцей, показав презрение к совершённому умершим деянию.
Коллективное дуа за покойного после захоронения
В некоторых случаях, можно увидеть, как после захоронения мусульмане некоторое время читают дуа рядом с могилой. Это прямо не запрещено никакими канонами, а наоборот, как передают достоверные хадисы, считается сунной, согласно словам Пророка (с.а.в.). В одном из хадисов передаются следующие слова Пророка (с.а.в.):
«Просите Всевышнего за брата своего, просите его прощения и твёрдости при ответе перед Аллахом».
Таким образом, не порицается, а даже поощряется совершение преднамеренной коллективной дуа на месте захоронения. В то же время порицаемым считается коллективное непреднамеренное дуа, совершённое не по изначальной задумке молящихся, а произнесённое спонтанно.
Совершение одного погребального намаза за нескольких и более покойников
Согласно канонам Ислама, в случае если в одном месте оказываются сразу несколько усопших, совершение джаназа намаза справедливо считается правильным как в отношении каждого покойника, так и одновременно в отношении всех. То есть, можно как читать намаз над каждым усопшим, в порядке очередности, так и над всеми сразу — не делается никаких ограничений ни в первом, ни во втором случае.
В таком случае, джамаат будет также собираться в несколько рядов за имамом, а также не рекомендуется упоминать покойников по именам — очень легко спутать несколько имён, в этом у различных богословов не возникает никаких разногласий.
В случае, если происходит одновременная молитва над несколькими умершими, то их необходимо расположить по убыванию возраста, а если умершие являются и разнополыми, то следует расположить отдельно мужчин, по убыванию возраста, лишь после них женщин, в том же порядке.
Польза джаназа-намаза для умершего
Согласно хадисам, переданным нам от Аиши, супруги Пророка (с.а.в.), будет услышанным намаз, какой намаз совершается за умершего джамаатом, численность которого до ста человек. Это означает, что коллективная молитва, совершённая перед погребением умершего будет считаться заступничеством за душу усопшего, а следовательно, будет иметь некоторое влияние при оценке его прижизненных деяний.
Ибн Аббас, в свою очередь, сообщал о том, что слышал от Пророка (с.а.в.) следующие слова:
«В случае смерти мусульманина, пусть у тела его встанут сорок человек, уверовавших в Аллаха, как в единого бога, и совершат молитву, то их заступничество будет услышано Всевышним».
Однако для того, чтобы молитва была принята Всевышним, необходимо соблюсти следующие условия:
1. Все молящиеся должны быть мусульманами. Не возбраняется совершение молитвы за усопшего представителями других религий, однако порицается совершать намаз представителями нескольких религий в составе джамаата.
2. Молитва должна быть искренней, идти от самого сердца — ведь истинный намаз является самым большим, что мусульмане могут сделать за усопшего, в память о его благих деяниях и в надежде на справедливое вознаграждения усопшего в лучшем мире. Именно поэтому мусульманам необходимо знать истинные дуа, совершаемые перед погребением умерших — считается, что это открывает им путь в Рай.
3. Высшей благостью намерений при чтении джаназа намаза считается, если мусульмане встанут в три ряда, а затем прочтут необходимые молитвы.