На снисходительность и лёгкость шариата указывает предписание протирать (масх) носки вместо мытья ног во время омовения.
Носком (хуфф) именуется вид обуви, полностью покрывающий стопу и щиколотки. Если обычные носки являются плотными, они приравниваются к кожаным. (Хуфф — в наше время, как правило, вид обуви из тонкой кожи, надеваемый поверх обычных носок. Далее в тексте хуфф — кожаные носки)
Протирание носков во время омовения
О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приводятся слова Пророка ﷺ или сообщается о его поступках.
Количество этих хадисов столь велико, что их можно отнести к категориям «мутаватир» и «машхур». К их числу относится хадис, который передал аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах. В нём сообщается, что как-то раз Пророк ﷺ вышел, чтобы удовлетворить нужду, а аль Мугира последовал за ним, держа в руках сосуд с водой. Когда Пророк удовлетворил свою нужду, аль-Мугира стал сливать для него воду, он же совершил омовение и протёр свои кожаные носки (Аль-Бухари).
Передают, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, (как-то раз) услышал от Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой). А потом ‘Абдуллах бин ‘Умар спросил об этом ‘Умара, и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Са’д рассказал что-нибудь о Пророке ﷺ, то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!».
Один из улемов упоминал, что хадисы, в которых сообщается о том, что Пророк ﷺ протирал кожаные носки, передавались со слов около сорока сподвижников. Если соблюдены все необходимые условия действительности омовения, протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.
Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить полное омовение. Так, если человек совершил частичное омовение (вуду) и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения, он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необходимо снять носки и омыть стопы.
Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Сафвана бин ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха ﷺ говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения и не обязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).
Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуждаются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым омовением, например, жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены, поскольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.
Условия протирание носков при омовении
1. Надевать кожаные носки следует в состоянии полной чистоты после совершения омовения (вуду). Если же человек наденет их после очищения песком (таямум), а потом найдёт воду, то протирать носки нельзя, омовение же надо будет совершить полностью.
Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком ﷺ в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», после чего протёр их» (Аль-Бухари).
Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха ﷺ велел нам протирать кожаные носки в течение трёх суток, когда мы находились в пути, и в течение одних суток, когда мы находились у себя дома, если мы надевали их в состоянии ритуальной чистоты» (Ибн Хузайма).
2. Кожаные носки, которые человек хочет протереть, как и всё, что к ним приравнивается, должны полностью покрывать стопу и подниматься выше щиколоток.
3. В таких носках человек должен иметь возможность пройти по меньшей мере один фарсах (фарсах — мера длины, равная 5760 метрам) за сутки или же ходить полтора часа, не испытывая затруднений, поскольку обычно людям не надо ходить больше, чтобы сделать всё, что им нужно.
4. На носке не должно быть больших дыр. Если общая площадь мелких дыр такова, что их можно прикрыть тремя наименьшими пальцами, протирать носок нельзя, в противном же случае это делать можно, поскольку Пророк велел своим сподвижникам протирать носки, а на их носках, как правило, были дыры. Даже если на носке имеются дыры спереди, его можно протирать при том условии, что носок можно укрепить на голени с помощью шнурка или пуговиц.
5. Носок должен препятствовать попаданию на стопу воды, которая используется для протирания.
6. Если у человека, который хочет протереть носок, отсутствует передняя часть стопы, протирание оставшейся части будет недействительным. Это допускается только в том случае, когда по размеру эта часть равна трём наименьшим пальцам руки или превосходит её, поскольку обязательно протирать поверхность именно такой площади. В случае отсутствия передней части стопы носок протирать не следует даже при наличии пятки. Если же нога ампутирована выше щиколотки, кожаный носок на второй ноге протирать можно.
Способ протирания
Человек, который совершает омовение, должен возложить смоченные водой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возлагается на правый носок, а левая — на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок размером в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протирание внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени.
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Если бы религия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха ﷺ протирал верхнюю часть своих кожаных носков» (Абу Дауд).
Сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха ﷺ (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил омовение и протёр свои кожаные носки. Он возложил правую руку на правый носок, а левую — на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха на поверхности его носков» (Ибн Абу Шайба; аль-Байхаки).
Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соответствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и противоречит Сунне.
Срок действительности протирания
Для человека, постоянно живущего (мукым) где-либо, срок действительности протирания равен одним суткам, а для путника (мусафир) — трём.
Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков.
Сообщается, что Сафван бин ‘Ассаль, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха ﷺ говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения…» (Ан-Наса’и; ат-Тирмизи).
Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их), в течение трёх суток, а постоянно живущему на одном месте — в течение одних суток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты (Ад-Даракутни; аль-Хаким).
Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте — одни сутки (Ибн Хиббан)
Сообщается, что Шурайх бин Хани’ сказал:
«(В своё время) я пришёл к ‘Аише, чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: «Тебе следует обратиться к (‘Али) Ибн Абу Талибу. Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха ﷺ». Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: «Посланник Аллаха ﷺ установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте — в одни» (Муслим).
Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков. Например, если человек, находящийся у себя дома, совершил омовение (вуду) в шесть часов утра, потом надел кожаные носки, а осквернился в десять часов, он может протирать свои кожаные носки до десяти часов следующего утра.
Если человек протрёт кожаные носки у себя дома, а потом отправится в путь до истечения срока действительности протирания, он может протирать кожаные носки как путник, то есть в течение трёх суток. Если же путник обоснуется на одном месте до завершения суток, он может протирать носки в течение суток, поскольку суждение об этом зависит от состояния человека, протирающего носки, на последнем отрезке периода времени, в течение которого протирание является действительным.
Протирание обычных носков
Можно протирать и обычные носки (джавраб), но при том условии, что они будут такими же, как и носки, которые протирали наши праведные предшественники (саляф). Имеется в виду, что носки должны быть настолько плотными, чтобы сквозь них не было видно тело, чтобы в них можно было пройти без обуви фарсах или более того и чтобы они препятствовали доступу влаги к телу (однако носки, которые делают в наше время, редко отвечают всем этим условиям).
Раньше обычные носки делались либо из кожи, либо из кручёной шерстяной пряжи. Обычные носки, которые делались из кожи, отличались по форме от кожаных носков, именующихся «хуфф». Они надевались на ступню и доходили до голени. Носки, которые делались из кручёной шерстяной пряжи, надевались на ступню и закрывали щиколотки.
Имамы придерживались единого мнения относительно недопустимости протирания тонких и просвечивающих носков.
Указанием на дозволенность протирания обычных носков служит хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха совершил омовение и протёр (обычные) носки и сандалии» (Ат-Тирмизи).
Сообщается, что обычные носки и сандалии часто протирал ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах.
Действия, нарушающие протирание кожаных носков
1. Протирание кожаных носков делает недействительным (приходится заново делать) всё, что делает недействительным омовение. Протирание заменяет мытьё ног, а это значит, что его делает недействительным всё то, что делает недействительным омовение.
2. Завершение срока действительности протирания. В подобном случае человеку следует снять кожаные носки и омыть ноги. Если срок действительности протирания истёк, но человек опасается причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода, он может снова протереть носки, не снимая их с ног, однако в подобном случае следует протереть носки полностью, как протирают лубки, наложенные на место перелома. Если срок действительности протирания истёк во время совершения молитвы, а воды у человека нет, ему следует продолжить молиться. В связи с отсутствием воды в данном случае снимать носки бесполезно, поскольку это делается для мытья ног.
3. Снятие хотя бы одного носка, а также извлечение большей части стопы до голенища носка. Объясняется это тем, что недействительность омовения неделима, и в результате снятия носка с ноги прежнее осквернение распространится на неё. Кожаный носок препятствует распространению действия осквернения, но не удаляет его, вследствие чего человеку, который протёр кожаные носки, следует совершать молитву в этих носках. Однако, если носки будут нечисты, молитва окажется недействительной, и поэтому необходимо следить за их чистотой. Если же во время ходьбы человек коснётся пяткой голенища носка, это ему не повредит.
4. Смачивание большей части стопы водой. В подобном случае необходимо снять носки и омыть ноги, чтобы избежать соединения омовения с протиранием.
5. Если во время надевания с кожаным носком случится нечто такое, что сделает его протирание непозволительным, оно будет недействительным. Примером могут служить такой случай, когда носок рвётся и на нём образуются большие дыры или когда в силу каких-либо причин в этом носке невозможно ходить.
6. Если тот, кто заслуживает оправдания в случае невозможности устранения причины осквернения, протрёт кожаные носки, протирание станет недействительным, когда этот человек выйдет из состояния ритуальной чистоты после истечения периода времени, отведённого для совершения данной молитвы, во время которого он совершил омовение. Речь идёт о таком случае, когда он надел кожаные носки в тот период, когда заслуживал оправдания. Если же он надел их после завершения этого периода, то срок действительности протирания будет таким же, как и для человека, который оправдания не заслуживает. Следует помнить, что в том случае, когда недействительным является протирание, но не омовение в целом, достаточно только омыть ноги.
Непозволительно протирать ни головной убор (например, чалму или шапку), ни чадру, ни перчатки.
(из книги ‘Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз «Ханафитский фикх»)