О правах женщин в Исламе можно говорить много, однако сегодня мы остановимся на правах женщин в менструальный период. Менструация — это естественный биологический процесс, происходящий в определённом графике у женщин, не вынашивающих ребёнка. Во время менструации происходит отторжение эндометрия матки, сопровождаемое кровотечением. В Исламе данный процесс называется «хайд». Рассмотрим, можно ли в мечеть заходить женщинам с месячными, а также можно ли делать намаз при месячных.
Правила и вопросы, касающиеся женщины мусульманки
Согласно достоверным хадисам, Заключительный Пророк (с.а.в.) сказал «Хайд ниспослан Всевышним для дочерей Адама, для них в этот период не запрещено ничего мирского, кроме отношений с мужем». Однако именно в этот период женщине запрещается чтение намазов, а также держать пост. Помимо этого, во время менструации мусульманка не имеет права войти в Каабу или совершать таваф, входить в мечеть (как во двор, так и в само здание), а также прикасаться к Корану. Всё это от того, что согласно достоверным хадисам и исследованиям богословов, месячные в Исламе считается нечистым состоянием, и даже полным омовением нельзя смыть нечистоты, пока не закончится сам менструальный период.
При этом, в ханафитском мазхабе есть два состояния женщины в подобный период — истихада и хайд. Истихада не отличается от хайда, однако имеет другое происхождение — как правило, это кровь, выделяемая в следствие какой-то болезни, либо выделяющаяся у девочек младше 9 лет и женщин старше 55 лет. Кровь, выделяющаяся при беременности, является истихадой (по канонам ханафитского мазхаба), но у шафиитов и маликитов она считается хайдом. При этом во время истихада дозволять женщине чтение Корана считается желательным, а в хайд — не должно разрешаться.
Совершение намаза
Отвечая на вопрос «можно ли делать намаз во время месячных?» исламские богословы едины в своём мнении — это запрещено, месячные и намаз — несоединимы. Дело в том, что намаз необходимо совершать только в состоянии полной ритуальной чистоты, а кровяные выделения нарушают тахаррат женщины. В этом случае намаз считается пропущенным по уважительной причине и не требует возмещения. Однако, есть и свои тонкости — многие женщины имеют нарушенный менструальный цикл. То есть цикл длится сколько-то времени, потом может прекратиться на какое-то время, затем появиться. В этом случае, женщине дощволяется не совершать намаз в дни, когда происходят выделения, а в дни перерыва — молиться, как обычно. Возмещать пропущенный из-за месячных намаз не нужно.
Иное дело, если женщина испытывает истихада — в этом состоянии женщина приобретает статус «мазур» («оправдываемая»). Ей не запрещено совершать намаз, и это даже поощряется, но при этом необходимо применять средства и приёмы, задерживающие выделения откуда бы ни было — пользоваться средствами гигиены (прокладки или тампоны), совершать намаз в положении «кууд», не совершать резких движений, а также следить за чистотой одежды (как правило, коричневого в этот период цвета). В этом случае намаз будет засчитан.
При этом в обоих случаях не рекомендуется купаться — правда эта рекомендация относится только к стоячей воде, из-за риска заражения различными микроорганизмами, содержащимися в воде. Хотя и в обычное время зайти в стоячую воду довольно рискованно, по медицинским признакам — данная рекомендация коснётся не только мусульманку или мусульманина, но и представителя иных религий.
Чтение Корана и прикосновение к нему
Считается, что во время хайда (месячных) запрещено прикасаться к священной книге Коран. В этом вопросе не возникает разногласий у различных богословов. Однако почему-то мало кто понимает, что такое единогласие возникает у них только в отношении аутентичного Корана, на арабском языке. Прикасаться к Корану, переведённому на иной язык прямо не воспрещается, но многие местечковые имамы, по незнанию или недопониманию ввели запрет на касания Корана руками женщины, испытывающей хайд.
Допускается прикосновение к Корану только в следующих случаях:
- Когда речь идёт о переводе книги на любой язык. Многие богословы сходятся во мнениях, что Коран, переведённый на любой из языков, не способен стоять в одном ряду с Книгой, написанной на арабском языке по своей чистоте. Но это никак не может быть призывом к чтению Священной Книги исключительно на арабском языке.
- Когда Коран представлен в электронном виде или аудиозаписи.
- Допускается использование сур и аятов из Корана, но только в случае, если они заучены наизусть. Выбор, какие суры и аяты Корана в качестве защиты и дуа читать, не велик, но значим: это суры «Аль Фатиха», «Аль Ихлас», «Аль Фалак» и «Ан Нас», а также аят «Аль Курси». Во время хайда, чаще всего в начале периода, некоторые мусульманки испытывают боль, вызванную процессом менструации. Но Всевышний ничего не создал не задумавшись:«И Мы низводим из Корана то, что является исцелением (для души и для тела) и (также) милосердием для верующих» (17, 82).
Для удобства, ниже приводим тексты сур в кириллической транскрипции:
Сура «Аль Фатиха»:
«Бисмилляхи рахманнир рахим! Альхамдулилляхи раббиль аалямин, эр-рахмани рахим, маликий яумид дин! Ийаякя няабуду ва ийаякя настаиин. Ихдинаа сырааталь мустакыим, сырааталь ллязиинна анъамта аалейхим, гаириль магдуби аалейхим ва ляад даалиин. Амин!»
Сура «Аль Ихлас»:
«Бисмилляхи рахманнир рахим! Кууль хувва лляху ахад! Аллаху самаад. Ллям йалид уа ллям йууляд. Уа ллям иякульляхуу куфуваан ахад»
Сура «Аль Фалак»:
«Бисмилляхи рахмаани рахиим. Куль аъуузу би раббиль фалак. Мин шаари ма халак. Уа мин шаари гаасикин иззе вакааб. Уа мин шаари инаффаас аати филь-уукад. Уа мин шаари хаасиддин иззе хасаад»
Сура«Ан Нас»:
«Бисмилляхи Рахманир Рахим, куль ааузу бираббаин нас, маликиин нас, илляхиин нас. Миин шарииль васуасиль хан наас. Аль ллязи иувасвисуу фи судуриин нас. Миналь джаннати ван-нас.»
- Женщина в этот период может читать различные дуа и салаваты. Например, во время, в которое надлежит совершать намаз, мусульманка может совершить омовение, занять место на молитвенном коврике и прочесть тасбих Фатимы – тридатитрёхкратно произнести «Субханаллах», «Альхамдулиллях» и «Аллах Акбар». Также рекомендуется читать салават Пророку Мухаммеду (с.а.в.)
Салават Пророку Мухаммаду (с.а.в.) выглядит так:
«Аллахум ма саллий ааля Мухаммаддин уа ааля али Мухаммаддин, кама салляита ааля Ибрахиима уа ааля али Ибрахиима, инна ка Хамидуун, Маджидуун. Аллахум ма, бариик ааля Мухаммаддин уа ааля али Мухаммаддин кама бараката ааля Ибрахиима уа ааля али Ибрахиима, инна ка Хамидуун, Маджидуун!»
Во всех остальных случаях прикосновение к Корану и даже к мусхафу (собранию выписанных отдельно сур и аятов на арабском языке) дoзвoлить нельзя, как и прикосновение к чехлу, в который укладывают Коран после чтения.
Пребывание в мечети
На вопрос «можно ли ходить в мечеть при месячных?», многие богословы отвечают «нет» — выделяемая во время менструации считается нечистой, и даже небольшая капля, попавшая на место для молитвенного коврика, способна сделать намаз, совершённый на этом месте недействительным. Поэтому мусульманка, находясь в периоде менструаций, должна избегать посещения мечети. В современном мире, богословы признают, что благодаря современным средствам защиты в данные периоды, женщина может посещать мечеть.