Человеку бывает достаточно и 2-3 лет, чтобы научиться разговаривать, но для того, чтобы научиться молчать не хватает и всей жизни. Поистине, язык-это один из величайших даров Всевышнего человеку, пусть маленький по форме, но с огромным значением.
В хадисе, переданном от Абдуллаха ибн Умара, сообщается, что спасение человека находится в молчании. В чём же мудрость молчания? Почему так много мыслителей всех времён и народов высказывались о достоинстве молчания? Ответы на эти вопросы заключаются в его всесторонней пользе для человека. Попытаемся раскрыть некоторые из аспектов этой пользы.
Один из них в том, что молчание является лёгким средством приобретения Рая, доказательством чему служат следующие хадисы; “Кто поручается мне за сохранность от грехов языка и полового органа того я поручаюсь обеспечить Раем”.(Аль-Бухари).
Однажды спросили у пророка Исы (мир ему):
“Укажи нам на деяние, благодаря которому мы войдём в Рай!”
На что он ответил:
“Не разговаривайте никогда”.
Они сказали:
“Мы не осилим этого”.
Тогда пророк Иса (мир ему) сказал:
“Говорите только о хорошем”.
Один бедуин попросил пророка (мир ему и благословение) указать ему на деяние, благодаря которому, он войдет в Рай, на что посланник (мир ему и благословение) ответил: “Корми голодных, пои жаждущих, повелевай совершать хорошее, остерегай от плохого, а если не сможешь этого то тогда придержи свой язык от плохого”. (Ибн Аби Дунья).
Спасение от Ада
Другой, не менее важный аспект пользы молчания это спасение от Ада, что подтверждается следующими хадисами.
Однажды спросили у пророка (мир ему и благословение), из-за чего, в основном, люди заслуживают Ад?
На что был ответ: “Из-за языка и полового органа”. Муаз бин Джабаль спросил пророка (мир ему и благословение):
“Разве будут наказывать нас за то, что мы говорим?” на что последовал ответ:
“А разве опрокидывают людей вниз головой в Ад, кроме как из-за грехов, совершённых их языками!?” (Ат-Тирмизи).
“Кто много разговаривает много ошибается, а кто много ошибается много грешит, а кто много грешит огонь Ада бывает достойным его». (Аль-Байхаки).
Также молчание это богослужение без усталости.
Из иных сторон пользы молчания сохранность человека от многочисленных грехов языка. Таких как ложь, хула, клевета, сплетни, показуха, непристойность, сомнение, самовосхваление, споры, любопытство, искажение, и т.д.:
“Кто сохранит себя от грехов живота, полового органа и языка сохранит себя ото всего плохого”. (Абу Мансур).
“Поистине, большинство ошибок сына Адама от его языка/»(Аль-Байхаки).
Также молчание это признак мудрости, сохранение себя от зла людей на этом свете и от наказаний Творца на Том свете, победа над шайтаном, уважение без власти, отсутствие нужды просить прощение у кого-либо за сказанное, отдых для ангелов, записывающих плохие деяния, сокрытие Аллахом наших недостатков и ещё многое другое.
Но, даже зная все аспекты пользы и опасности языка, человеку трудно проявлять молчание.
Почему же нам так трудно молчать?
А всё потому, что в разговоре человек испытывает некую сладость, подпитываемую шайтаном, обсуждая одного, клевеща о другом, сплетничая о третьем.
Хадисы и высказывания учёных о молчании:
“Кто верит в Аллаха и в Судный день пусть скажет хорошее или промолчит”, (хадис от Абу Хурайры).
“Если увидите верующего, часто хранящего молчание, то приближайтесь к нему — поистине, он изрекает мудрости”. (хадис, Ибн Маджа).
“Люди бывают трёх категорий: богатый вознаграждением, сохранённый от грехов или же погибший. Что касается богатого-то это часто поминающий Аллаха, сохранённый это молчащий, а погибший лжец”, (хадис, атТабарани).
Пророк Иса (мир ему) сказал: “Любая речь, не являющаяся поминанием Аллаха, является пустословием, любое молчание, которое не является размышлением беспечность, и каждый взгляд, от которого человек не получает назидание развлечение. Счастье тому, чья речь является поминанием Аллаха, молчание размышлением, а взгляд назиданием!”
Пророк Сулейман (мир ему) сказал: “Если речь считать серебром, то молчание золото».
Абубакр ас-Сидик (да будет доволен им Аллах) брал камушек в рот, чтобы сохранять себя от лишних разговоров.
Абдуллах бин Масуд говорил: “Клянусь Аллахом! Нет более заслужившего долгого заключения, чем язык”.
Ибн Тавус говорил: “Мой язык хищник: если я его отпущу на волю, он меня съест”.
Два лучших и худших куска мяса
Однажды Лукмана аль-Хакима попросили заколоть барана и принести два самых хороших куска, и он принёс язык и сердце. Затем попросили принести два самых плохих куска, и он опять принёс язык и сердце. Когда его спросили, почему он в обоих случаях принёс одни и те же части тела, он ответил, что нет в теле лучших кусков, чем эти части тела, когда они чисты и нет хуже них, когда они грязны.
Передано от Суфьяна ас-Саври: “Я бы пожелал, чтобы в меня выпустили стрелу из лука, чем стрелу из языка, так как стрела из лука может промахнуться, а стрела из языка не промахнется никогда”.
Да убережет нас всех Аллах от грехов языка! Аминь!