Омовение перед намазом, или же тахаррат – один из важнейших моментов в Исламе. Согласно хадисам о жизни Заключительного Пророка (с.а.в), где говорится что такое омовение у мусульман, дан ответ — это есть ключ к намазу, а намаз есть ключ к воротам Рая. Это подтверждается правилами шариата – молитва, совершённая вне состояния чистоты телесной и душевной не будет услышана Всевышним, и соответственно, не будет принята.
Под словом «омовение» следует понимать чистоту телесную, когда кожа и одежда человека избавлены от нечистот, а «тахаррат» означает чистоту душевную, когда мысли и поступки человека полны покаяния и праведности. Омовение, в свою очередь, разделяется на полное (гусль) и малое (вуду).
Большое и малое омовение — Гусль и Вуду
Гусль или полное омовение совершается после осквернения тела – к примеру, после близости мужчины с женщиной, а у женщин – после завершения цикла менструации или послеродовых кровотечений. Также гусль совершается после принятия Ислама, то есть после чтения шахады, а также если мужчина испытал поллюции (непроизвольное семяизвержение в период крайнего возбуждения). Обязательно совершать полное омовение усопшего перед оборачиванием в саван для предания земле. Без совершения омовения запрещено:
- Чтение Священной книги Коран;
- Совершать молитвы;
- Входить в здание мечети;
- Обходить Каабу для совершения хаджа;
Вуду или малое омовение также совершается для омовения тела, осквернённого касанием нечистот. При этом мусульманину не нужно обнажаться для достижения ритуальной чистоты – достаточно омыть лицо, промыть нос и прополоскать рот, омыть руки и ноги, а также волосы на голове. Малое омовение необходимо совершать перед чтением Корана, совершением намаза или обхода вокруг Каабы.
После совершения омовения рекомендуется сменить одежду на чистую. В пятницу, перед совершением Джума намаза необходимо совершить полное омовение гусль.
Как делать омовение. Последовательность этапов
Полное омовение в Исламе следует выполнять согласно пошаговому списку:
- Мысленно или вслух произнести намерение на совершение полного омовения гусль;
- Вслух произнести басмалла «Бисмиллаху рахмониир рахим!»;
- Тщательно помыть руки, начиная с правой. Мыть следует до запястий, но не порицается и полное омовение рук до плеча. Особое внимание следует уделить коже между пальцами, а также под ногтями;
- Тщательно омыть половые органы, а также омыть анус. Делать это надлежит левой рукой;
- Снова помыть руки, но уже до запястий, и снова особое внимание уделять коже между пальцами и под ногтями;
- Троекратно прополоскать рот, при этом взять воду с правой руки;
- Троекратно прополоскать носовые пазухи, втягивая носом воду с правой руки, а выделения следует устранять при помощи левой;
- Троекратно омыть лицо, каждый раз следя, чтобы вода попадала на все участки лица, вплоть до ушей;
- Снова омыть руки, но уже до локтевого сустава;
- Омыть голову, уши и шею. Причём омывая голову, следите, чтобы вода попала на всю длину волос, будь то волосяной покров или борода и усы. Омывая голову, это надлежит делать двумя руками, ото лба к затылку. Омыв голову, необходимо протереть и прочистить уши, затем тыльными сторонами кистей протереть шею от задней части к горлу;
- Трижды левой рукой облить правую сторону тела, контролируя расход воды – не нужно использовать её слишком много, но при этом её должно быть достаточно для омовения правой стороны тела;
- Трижды правой рукой облить левую сторону тела, контролируя расход воды – не нужно использовать её слишком много, но при этом её должно быть достаточно для омовения левой стороны тела;
- Омыть ноги до щиколоток. Особое внимание следует уделить складкам и коже между пальцами ног.
Правила полного омовения тела
Совершая полное омовение, мусульманину надлежит знать, что состояние тахаррат довольно хрупкое. Нарушить это состояние может как попадание на тело различных нечистот (наджаса) так и выделение нечистот организмом. Под нечистотами организма следует понимать как естественные выделения (моча и кал), так и неестественные (гной, кровь и т.д.). Но нечистоты объединяет одно – они нарушают состояние тахаррат.
Сам Пророк (с.а.в.) говорил: «Оберегайте тела ваши от попадания на них нечистот и одежду вашу сохраняйте в чистоте – большинство мучений души после предания тела земле от нечистот, попавших на одежду». К примеру, для избавления от мочи, которая могла остаться в мочеиспускательном канале, применяется истибра – комплекс действий, направленных на выделение оставшейся мочи. В него входят приседания, покашливания и сдавливание мочеиспускательного канала. После этого необходимо применять истинджа – омывание заднего прохода, которое можно выполнять при помощи воды, салфеток или твёрдых веществ, например камнем, у которого не менее трёх граней.
Только применив эти два действия, можно переходить к полному омовению, ибо возможные выделения могут остаться на одежде в виде наджаса, и соответственно испортить тахаррат, заставив мусульманина вновь провести полное омовение и сменить одежду. Помните, что, совершая омовение, не стоит разговаривать с кем бы то ни было, читать дуа, а также поворачиваться лицом к Кибле. Также нельзя после омовения прикасаться к посторонним женщинам, спать после совершения омовения перед молитвой, а также потеря сознания нарушает состояние тахаррат. Эти действия необходимо соблюдать «буква в букву» — иначе омовение придётся брать заново.
Желательные действия частичного омовения
При совершении частичного омовения, для достижения большей награды рекомендуется соблюдать поэтапный список действий:
- Совершать омовение вуду, обратившись лицом к Каабе;
- Произнести дуа «Истиаза», «Шахада» и «Басмалла» прежде, чем приступать к вуду (для новичков есть книги, в которых все три дуа написаны в русской транскрипции, но на арабском языке);
- Предварительно вымыть руки, прежде чем касаться ими воды в сосуде для омовения;
- Почистить зубы, используя веточку дерева арак (мисвак);
- Прополоскать ротовую и носовую полости, стараясь максимально очистить их;
- Обмывать лицо, шею и уши прежде, чем это положено по порядку;
- Омывать кисти рук и стопы более, чем положено (например, руки до локтей, а ноги – до середины голени);
- Смачивать волосы на голове от корней до кончиков;
- Тщательно очищать ушные раковины, как с внешней, так и с внутренней стороны;
- Уделять внимание очистке кожи между пальцами на руках и ногах;
- Тщательно промывать все волосяные покровы на лице и голове – волосы, усы, бороду, брови;
- Правильным считается начинать омовение с правой стороны;
- Трижды промывать каждую часть, причём не просто споласкивать, а протирать;
- Не растягивать процесс омовения – мыть следующие части тела, пока предыдущие ещё влажные, считается сунной;
- Экономить воду, не разливая её по всему помещению, расходуя ровно столько, сколько необходимо для совершения вуду;
- Сделать глоток воды из сосуда после завершения омовения;
- Прочесть шахаду после совершения вуду.
Конечно, омовение того, кто не соблюдал все вышеперечисленные условия обряда не будет считаться несовершённым, согласно нормам Ислама. Однако лишь выполнившие все условия будут награждены в полной мере – Пророк (с.а.в) сообщал, что «совершивший омовение так, как велел Всевышний, получит прощение всех малых грехов, которые мусульманин совершил между двумя молитвами». Этот хадис отвечает на вопрос, зачем необходимо совершать вуду или гусль по сунне.
Как делать омовение женщинам
Женщинам надлежит принимать омовение таким же способом, как и мужчинам, за исключением одного – если у женщины волосы заплетены в косы или собраны в причёску, не нужно их расплетать. Достаточно того, что вода достигнет корней волос, как сказано в хадисах о жизни Пророка (с.а.в.):
«О посланник Аллаха! Я — женщина и заплетаю волосы в косу. Должна ли я распускать волосы, купаясь после полового осквернения?» Он ответил: «Поистине, тебе будет достаточно вылить на голову три пригоршни воды, затем облить тело водой, и ты станешь чистой»
Таким образом, совершение омовения в Исламе для женщин и мужчин происходит одинаково, разница лишь в собранных в причёски волосах, которые нет необходимости распускать для совершения омовения, полного или частичного.
Как действовать во время менструации?
Во время менструации мусульманкам рекомендуется поддерживать чистоту тела гигиеническими процедурами, но и совершать ритуальные омовения тоже не возбраняется. Единственным условием считается лишь принятие мер по предотвращению женских выделений – в современном мире для этого есть гигиенические средства, одобренные исламскими богословами. Однако следует помнить, что женщине в период менструаций, послеродовых или маточных кровотечений иного толка запрещается читать намаз, прикасаться к Корану. Поэтому не возбраняется временный отказ женщины от ритуального омовения, но сразу после завершения менструального цикла, женщине надлежит совершить гусль (полное омовение перед намазом для женщин), с применением одобренных ведущими исламскими богословами средств для устранения запахов, связанных с выделениями во время месячных циклов.