Чтение намаза обязательно для каждого верующего, но согласно словам пророка Мухаммеда (с.г.в.) “Тщетны будут все деяния того, кто позволяет себе оставлять чтение молитвы аср” — послеполуденная молитва является обязательной, даже для самого занятого мусульманина.
Мнения современных богословов в отношении точного времени для совершения намаза “аср” разделились — одни считают, что самое подходящее время — когда тень предмета равна по длине самому предмету, другие — когда тень от предмета вдвое длиннее. Хотя сходятся все богословы в одном — этот намаз необходимо совершать, когда солнце начинает терять свою яркость.
На самом деле, наравне с простотой совершения намаз асер или икенде намазы (так в тюркоязычных странах принято называть “аср”) отмечается и его краткость — но нельзя спешить в его совершении. Асыр намазы состоит из четырёх обязательных ракаатов (фард) и четырёх необязательных ракаатов (суннат). Суннат ракааты называются мустахкаб — необходимые для савап. Но помните, что ракааты суннат читаются иначе, чем ракааты аср.
Как совершается послеполуденный намаз
Правила совершения намаза одинаковы для всех, однако при чтении мужчинам и женщинам надлежит вести себя иначе (об этом чуть ниже). Общие же правила выглядят таким образом:
- Молящийся должен осознавать ценность намаза и понимать его суть, соответственно он должен быть совершеннолетним (согласно канонам Ислама)
- Совершающий намаз должен быть здоров, как психически, так и физически — согласно вероучениям, больной человек может быть освобождён от совершения молитвы.
- Перед чтением молитвы необходимо совершить тахаррат. Намаз следует читать только в тихом и чистом месте
- Намаз совершается в строго установленное для него время — молитву необходимо читать не спеша, рассудительно и достойно. Лишь чрезвычайные происшествия могут засчитаться мусульманину, как допустимый пропуск молитвы.
- Молящийся должен произнести намерение к молитве — лишь так молитва будет идти от сердца и будет услышана на небесах.
- Молящийся должен совершить аурат перед началом молитвы — прикрыть всё недозволенное на теле одеждой.
- Каждый намаз необходимо читать строго в направлении Каабы. Исключение составляет движение на транспорте во время чтения молитвы.
Отличия в совершении молитвы для мужчин и женщин
В Исламе для женщин предписана скромность во всём, даже в совершении намаза. В труде имама Байхаки “Сунан-аль-Кубра” сказано: “Все отличия женщины от мужчине в намазе заключаются в принципе сокрытия (“сатр”)”. Это подразумевает сокрытие необходимых частей тела даже в момент чтения молитвы. Рассматривая подробнее, можно выделить следующие правила поведения:
- Женщине запрещается читать намаз вслух аяты из книги Коран, дуа, азкар. Также запрещено произносить как азан, так и икамат.
- Во время такбира, женщине положено поднимать руки не выше плеч, кладя их на грудь, таким образом прикрывая.
- Во время нахождения в позе киям женщине запрещается раздвигать локти и широко расставлять ноги. Локти надлежит прижать к телу, а между стопами должно быть расстояние не более четырёх пальцев.
- В поясном поклоне во время чтения молитвы женщине запрещено кланяться низко, особенно прогибая спину или же наклоняться так, как это делают мужчины. Достаточно небольшого поклона и сгибания ног в коленях. То же касается и земных поклонов — женщине предписано кланяться прижав локти к телу и полу, а живот к бёдрам.
- Во время сидения между ракаатами, во время чтения намаза ат-тахият и при завершения намаза, женщине надлежит сидеть на одной лишь левой ягодице, поджав ноги с правой стороны.
В отличии от мужчин, для женщины благим является чтение намаза дома. Запрещается также чтение намаза женщиной во время менструального цикла, а также при послеродовых кровотечениях.
Совершение первого ракаата молитвы
Любую молитву необходимо начинать с выражения намерения. После того, как вы произнесли намерение, необходимо совершить такбир-тахрим со словами “Аллаху Акбар!”. Как только это произошло, молящийся должен отключиться от внешнего мира, сосредоточившись на совершении намаза. Взгляд направляется строго в одну точку — где лоб коснётся ковра при земном поклоне.
После этого необходимо прочесть дуа “Сана”. Дуа полагается читать в позе киям, руки полагается держать ниже пупка, правая ладонь должна лечь и обхватить левую большим пальцем и мизинцем, три остальных пальца должны лечь на предплечье левой руки. После этого произносятся “та-авуз” и “басмалля”, и читается сура “Аль-Фатиха”, после которой идёт ещё одна короткая сура по выбору молящегося (чаще всего “Аль-Кафирун”), либо три идущих подряд аята из книги Коран.
После этого молящийся совершает поясной поклон, произнося такбир и упираясь ладонями в колени. Стоя в такой позе, молящийся должен трижды произнести “Субханя Рабби аль-Газыйм”, а произнеся — распрямиться со словами “Сами’а Аллаху лимянъ Хаамидех”. Стоя прямо, про себя произносится “Раббаня, Ляка-ль-хамдэ”, после которого надлежит совершить земной поклон — со словами такбира, молящийся опускается на колени, затем на ладони, и лишь после этого касается ковра лбом и переносицей. В этом положении следует трижды произнести “Субэханя Рабби аль-А’ля”, после чего вновь произнести слова такбира и подняться, усевшись на левую ступню. Продержавшись в таком положении две-три секунды, молящийся вновь произносит слова такбира и совершает новый земной поклон с троекратным произнесением “Субэханя Рабби аль-А’ля”. Завершает первый ракаат такбир и принятие позы киям.
Ракааты из которых состоит послеобеденный намаз
Как уже было сказано выше, аср состоит из четырёх обязательных ракаатов (фард). Но есть и дополнительная, необязательная к прочтению, но обязательных к прочтению для достижения большей милости и благодати Всевышнего. Эти четыре ракаата называются суннат и читаются они перед ракаатами фард.
Четыре ракаата суннат намаза аср
Ракааты суннат читаются в том же порядке, что и обязательные ракааты фард, однако с некоторыми изменениями — например, такие слова как такбир, приветствие вправо-влево, слова, при выходе из поклона требуется проговаривать про себя. В остальном правила чтения мустахаб суннат такие же, как и к фард.
Ракаат №1 полностью идентичен таковому в ракаате фард
Ракаат №2 — в нём читается сура “Аль-Фатиха” (обязательно в положении киям), после чего сразу требуется сразу прочитать либо три аята подряд из любой суры Корана, либо короткую суру “Ан-Нас” или “Аль-Фалякъ”. Далее, находясь в позе кууд (сидение на левой ступне), молящийся произносит дуа “Ташаххуд”
Ракаат №3 — выполняется так же, как и первый, но в нём не читается дуа-сана, а вслед за сурой “Аль-Фатиха” требуется сразу прочитать либо три аята подряд из любой суры Корана, либо короткую суру “Ан-Нас” или “Аль-Фалякъ”, после чего молящийся должен склониться и положить земной поклон. Также в данном ракаате не производится кууд, поэтому сразу за земным поклоном молящийся встаёт в позу киям.
Ракаат №4 практически полностью дублирует ракаат №2, но за исключением следующего — в позе киям читается лишь сура “Аль-Фатиха” и дополнительно либо три аята подряд из любой суры Корана, либо короткая сура. После чего молящийся принимает позу руку’, затем кладёт земной поклон и принимает позу кууд. В этой позе произносится ташаххуд, после чего сразу идёт дуа салават. Сразу после дуа читается 201 аят из суры “Аль-Бакара”. Завершив чтение 201 аята, молящийся совершает приветствие и трижды произносит “Астагафируллахи”. После этого, глядя на свои открытые ладони произносит финальное дуа и совершает “Аминь” с соответствующими словами.
Нежелательное время для совершения намаза аср
Нежелательно совершать намаз примерно за полчаса до заката, когда солнце начинает приобретать красный оттенок. Но если молящийся начал читать аср, и солнце начало заходить во время чтения молитвы, тогда намаз необходимо завершить — это не считается грехом, но и нежелательно, хоть и не нарушает достойное чтение молитвы.
Какие намазы сокращаются
Сократить намаз до чтения двух ракаатов дозволяется путнику (но только при условии, что путь не короче 92 километров). Такое правило справедливо лишь для обеденного, послеобеденного и ночного намазов, а утренний и вечерний сокращать нельзя. Сократить намаз можно лишь на два завершающих ракаата, но не более того — при этом в намерении путник должен сказать примерно следующее:
“О, Аллах, я собираюсь прочесть два ракаата фард (обязательная часть) сокращённого намаза аср, ибо я в пути”