Когда и как правильно произносить салават Пророку Мухаммаду
Салават Пророку Мухаммаду салляллаху алейхи ва саллям представляет собой ни что иное, как восхваление Пророка за его деяния, учит выражению любви к нему, а также просьба быть заступником в Судный день. Чтение салавата Пророку (с.а.в.) считается обязательным, ведь сам Всевышний сказал про салават в аяте суры «Аль-Ахзаб»: «Даже ангелы читают салават Мухаммаду, пророку моему, так пусть читает его и каждый мусульманин! Пусть восхваляют и приветствуют посланника Аллаха!»
Дуа салават надлежит читать пятикратно каждый день, а также между призывами азан и икамат, входя и выходя из ворот мечети, рекомендуется читать салават после аттахият, во время чтения джаназа-намаза (сразу после второго произнесения «Аллах Акбар»). Также необходимо произносить салават после каждого дуа, перед началом нового дела и по завершении его, в молитвах пятничного дня и ночи, во время паломничества к могиле Пророка Мухаммада (с.а.в.), а также в моменты печали и радости, благодаря Мухаммада за укрепление веры в моменты испытаний. Особенно рекомендуется произносить салават Пророку (с.а.в.) в тот момент, когда его имя упомянут в ходе беседы – ведь сам Заключительный Пророк считает того скупым, кто этого не сделает.
Сам текст одного из вариантов салавата Мухаммаду (с.а.в.) выглядит примерно так (приводится в транслитерации с арабского языка):
Аллахумма салли ааля Мухаммадин вааля али Мухаммадин, кя ма салляйта ааля Ибрахима вааля али Ибрахима, инна кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ааля Мухаммадин вааля али Мухаммадин кя ма баракта ааля Ибрахима вааля али Ибрахима, инна кя Хамидун, Маджидун!
Важно помнить, что писать салават после упоминания имени Мухаммада (с.а.в.) обязательно, по мнению многих исламских богословов. При этом сокращать салават, и без того в письменной форме представленный в кратком изложении, нельзя. То есть, в письме обычно используется «саляху алейхи ва саллям», но вполне допускается и сокращение буквами «с.а.в.», в основном в интернет-статьях различных онлайн источников. Это не греховно, но желательно писать полностью.
Желательно или обязательно произносить салават?
В тот момент, когда Пророку (с.а.в.) был ниспослан 56 аят суры «Аль-Ахзаб», читать салават в намазе стало действием «ваджиб» — обязательным, но уступающим по обязательности действий «фарз». То есть, нельзя ставить салават Мухаммаду (с.а.в.) вместо любого из ракаатов, но необходимо произносить по завершении основной части молитвы.
Сам Мухаммад (с.а.в.) говорил, что к нему однажды спустился ангел Джабраил, передавший ему слова Всевышнего о том, что нет на земле ни одного мусульманина, который получит десять салаватов от Аллаха и ангелов его, если прочтёт хотя бы один салават Пророку (с.а.в.)
Обязательно восхвалять Пророка (с.а.в.) и в тот момент, когда его имя будет упомянуто в разговоре – тогда мусульманин должен произнести «саляху алейхи ва саллям», либо «Аллахумма салли ааля Мухаммад». Эти слова означают дословно «Мир ему, почёт и благословение Всевышнего».
Когда лучше повторять салават
Повторения молитвы Пророка Мухаммеда (с.а.в.) несут благость при каждом упоминании, но есть периоды, когда упоминание его несёт особую благодарность и приветствие от Всевышнего. Первый из них – пятница, в перерыве между намазами фарз и суннат, когда восхваление дел его приносит самую большую благость, по словам Мухаммада (с.а.в.). Женщинам в этот день положено читать салават во время обеденного зухр намаза.
Благословение дел Пророка (с.а.в.) следует совершать и в течении всего месяца Рамадан, когда Всевышний особенно внимателен к благочестивым мусульманам и одаривает их своей милостью. В хадисе, посвящённом молитвам в Священный месяц, переданном нам ат-Термези «Молитвы троих я приму – того, кто соблюдает пост, того, кто справедлив, того, кто угнетён».
Также салават необходимо произносить не только между ракаатами фарз и суннат, но и после них, ибо согласно тому же хадису от ат-Термези, не будет отвергнута дуа, произнесённая во время и после намаза. Также не будет отвергнута дуа, совершённая в промежутке между призывами азан и икамат.
Варианты произнесения и перевод
Всего вариантов произнесения салавата аль-Ибрахимия (он же салават Ибрахима) Пророку Мухаммаду (с.а.в.) существует три – они равнозначны между собой, и различаются лишь произношением. Тексты их выглядят следующим образом:
Первый вариант «Аллахумма салли аля Мухаммадин вааля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ааля Ибрахима вааля али Ибрахима, инна кя Хамидун, Маджидун. Аллахумма, барик ааля Мухаммадин вааля али Мухаммадин кя-ма баракта ааля Ибрахима вааля али Ибрахима, иннакя Хамидун, Маджидун!»
И в переводе это выглядит так: «О Всевышний, ниспошли благословение своё Мухаммаду и его семье, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и Ибрахима семейству, истинно, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Всевышний, ниспошли благословение своё Мухаммаду и его семье, как Ты ниспослал благословение Ибрахиму и Ибрахима семейству, истинно, Ты – Достойный похвалы. Славный!»
Второй вариант выглядит немного иначе: «Аллаху масали ааля Мухаммадин вааля азваджи хи ва зурриййати хи кя ма салляйта ааля али Ибрахима ва барик ааля Мухаммадин вааля азваджи хи ва зурриййати хи кя ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!», что в переводе на русский будет выглядеть так:
«О, Всевышний, ниспошли благословение Мухаммаду, его потомкам и жёнам, как Ты облагодетельствовал Ибрахима семью, и ниспошли Мухаммаду своей милости, его потомкам и его жёнам, как Ты их послал семье Ибрахима, истинно, Ты – Достойный похвалы, Славный!»
Третий вариант салавата выглядит так:
«Аллаахумма солли ааляя сайидинаа мухаммадин вааляя ээли сайидинаа мухаммад. Кяма солляйтэ ааляя сайидинаа ибраахиима вааляя ээли сайидинаа ибраахиим, ва баарик ааляя сайидинаа мухаммадин вааляя ээли сайидинаа мухаммад, кямаа баарактэ ааляя сайидинаа ибраахиима вааляя ээли сайидинаа ибраахиима фильаалямиин, иннэ кя хамиидун маджид», что в русской адаптации означает «О Всевышний! Ниспошли благословение своё Мухаммаду и роду его, как Ты обратил милость на Ибрахима и род его. Благослови Мухаммада и род его, как Ты благословил Ибрахима и сородичей его во всех мирах. Истинно, Ты – Восхваляемый, Прославляемый»
Разница между этими вариантами на самом деле несущественна, поэтому богословы всего мира одинаково принимают оба варианта произнесения салавата.
Слова благословения другим пророкам, сахабам, шейхам и устазам
Благословения Всевышнего просят и при упоминании имён других пророков, их сахабов, а также праведных шейхов и учителей. Однако возносить мольбы о благословении сахаба или шейха в ранг салават – неправильно. Всё дело в том, что ни один из его учеников не сравнился с ним в благости деяний, праведности жизни и усердии к совершению намазов. В отношении них необходимо употреблять слова «алейхи салям», то есть «мир ему». Но в отношении великих шейхов, учёных-богословов, учителей и их значимых сподвижников произносятся слова «радыАллаху анху» («пусть Аллах станет довольным им»), «рахимахуллах» («да снизойдёт на него милость Всевышнего»), а также «хафизуллах» («сохрани его Всевышний»).