Посланник Аллаха (мир ему и благословение) из собственного опыта знал, что такое смерть ребенка. Более того, он похоронил почти всех своих детей. Точнее из хадисов в Исламе нам известно, из семерых его детей, его пережила одна только Фатима (да будет доволен ею Аллах). Сыновья Касим, Ибрахим, Абдулла – все они не дожили и до двух лет. Три дочери умерли примерно двадцати лет, и только Фатима – в 28 лет, всего через несколько месяцев после смерти отца. Пророк сам совершал заупокойный обряд и сам хоронил своих детей. И оплакивал их смерть. Маленький Ибрахим, которому не исполнилось и двух лет, умирал на руках у Пророка (мир ему и благословение). Горюя о нем, Пророк сказал:
«Из глаз текут слезы, и в сердце вселилась печаль, но мы никогда не говорим то, что не угодно Всевышнему Аллаху. О, Ибрахим, мы в печали оттого, что ты ушел».
Таким образом, всякий родитель, который пережил смерть ребенка, может, как минимум, утешится тем, что такие же страдания выпали на долю самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Никто из ходящих по земле не был ближе Аллаху, чем Мухаммад (мир ему). Однако по Своему произволению Он позволил вам хотя бы в чем-то уподобиться Пророку – пусть даже в таком тяжелейшем испытании. Эта мысль действительно может послужить некоторым облегчением в скорби.
Что же касается блага ребенка, то улемы единодушны в том, что ребенок правоверных, умерший в детстве, попадает в Рай. Имам Ахмад утверждает, что на этот счет существует иджма и этот вопрос не подлежит сомнению. Имам Ан-Навави говорит то же самое: по мнению авторитетных мусульманских ученых, дети мусульман, умершие в детстве, попадают в Рай, так как им не приходится отчитываться в своих деяниях.
Согласно хадисам, за детьми в Раю присматривает пророк Ибрахим с женой Сарой: он не сводит с них заботливого взгляда, пока они играют друг с другом у райских ручейков. В хадисе, переданном Бухари, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) видел, что Ибрахима окружало целое море детей, а он сам был огромной высоты, так что Мухаммад едва разглядел его голову.
В собрании Муслима находим хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) утверждает, что умершие дети будут ждать родителей, а дождавшись, возьмутся за полы их одежд и будут держаться за них, пока не войдут с ними в Рай. В другом хадисе, переданном Бухари («Адаб аль-муфрад»), человек по имени Халид аль-Абси передает:
«У меня умер сын, и я сильно горевал о нем. Я спросил: «Абу Хурайра, не слышал ли ты от Пророка, мир ему, чего-нибудь, что подняло бы нам дух?». «Я слышал как Пророк, мир ему, сказал: «Ваши дети свободно гуляют в Саду»», ответил он».
В другом сообщении рассказывается о том, что один человек сильно тосковал по сыну, с которым расстался, а потом выяснилось, что тот умер. В утешение ему Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Разве ты не рад тому, что он будет дожидаться тебя у ворот Рая?».
Услышав это, один из сподвижников спросил, будет ли это наградой именно этому человеку, или она ждет каждого, кто пережил смерть ребенка. Пророк ответил:
«Такой будет награда каждого из вас».
Известно, что Пророк (мир ему и благословение) нередко беседовал с мусульманами о смерти детей. Однажды он спросил:
«Кого вы считаете бездетным?».
«Того, у кого нет детей», — ответили сподвижники.
Тогда Пророк объяснил:
«Да, но только кроме тех, кто отправил детей раньше себя».
Это значит, что к бездетным не принадлежат те, чьи дети умерли.
Как-то раз, когда Пророк (мир ему и благословение) отдельно беседовал с женщинами, Он сказал им:
«Любую из вас, которая представит троих (умерших у неё) детей, они обязательно оградят от огня”.
Одна женщина спросила: “А (если их будет) двое?”, — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:
“И двое”».
В другой раз почти с теми же словами утешения он обратился к мужчинам:
«У кого бы из мусульман ни умерло трое детей, не достигших совершеннолетия, Аллах обязательно введёт его в рай по милости Своей к ним».
Один мужчина спросил, что будет, если умрут двое детей, и Пророк заверил, что и его ждет такая же награда. И на вопрос об одном ребенке, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил точно так же.
Когда у раба Аллаха умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: «Вы забрали дитя Моего раба?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «Вы забрали плод его сердца?» − и они отвечают: «Да». Тогда Он спрашивает: «И что же сказал раб Мой?» − и они отвечают: «Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся”». И тогда Аллах Всевышний говорит: «Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его «Домом хвалы» (Байт уль-хамд)». Этот хадис передал Ат-Тирмизи.
Смерть ребенка – это всегда тяжелейшее испытание. Те кто в Исламе знают, что загробная жизнь – это не прекращение бытия, а его венец, верующему легче пережить трагедию, ибо он помнит, что «воистину, будущее [загробная жизнь] для тебя лучше, чем настоящее» (Коран, 93:4) и что «Последняя жизнь – лучше и дольше» (Коран, 87:17). Именно поэтому Судный день назван «неминуемым» (аль-хакка), когда грешник будет горько жалеть о том, что «не приготовился к этой жизни».
Верующие, которым Аллах приготовил сады блаженств, знают, что жизнь в этом мире со всеми ее кошмарами – это ничто по сравнению с бесконечным блаженством в вечном Раю».
Тому, у кого умер родной или близкий человек, или его тело, имущество, семью постигла какая-либо беда, очень важно и высокочтимо произнести следующие слова, даже если несчастье незначительное: «Поистине, все мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы возвратимся. О мой Аллах, даруй мне терпение в моей беде и вознаграждение за это и одари меня лучшим взамен этого несчастья!»
На того, кто произнесёт это выражение, Всевышний Аллах обещал ниспослать Свою милость и прощение. В хадисе, переданном Муслимом, говорится, что человеку, произнёсшему это ценное выражение, Всевышний запишет вознаграждение и наделит его взамен этой беды лучшим благом.
Да сделает Всевышний Аллах нас всех проявляющими терпение при постижении несчастий и выражающими благодарность при благополучии! Амин!