Тасбих намаз – это один из обязательных элементов ежедневной пятикратной молитвы. Совершение тасбиха вне обязательных молитв считается сунной, то есть желательной для исполнения. Считается, что поминать Аллаха в молитве можно неограниченно, однако обязательно это только по окончании молитвы. Непосредственно перед чтением тасбих омовение делать не обязательно, но желательно – это отличает тасбих от остальных молитв.
Хадисы о том, какую пользу приносит тасбих
Пророк (с.г.в.), со слов Абу-Хуайра, наставлял последователей:
«Тому, кто после намаза произнесёт 33 раза «Субханаллах», 33 раза «Альхамдулиллях», 33 раза «Аллаху Акбар», а после произнесёт: “Нет бога, кроме Аллаха, у Которого отсутствуют сотоварищи. Ему всё могущество и хвала. Он может совершить всякую вещь” (“Ля иляхя иляЛлаху вахдяху ля шярикя лях, ляхуль-мульк уа ляхуль-хамд уа хуа аля кули шайин кадир”) будут стёрты грехи, даже если их будет как пены в море». Именно этим хадисом объясняется, что такое тасбих в исламе.
Данный хадис свидетельствует о важности намаза тасбих как самостоятельной молитвы, при этом не умаляя значение других молитв.
Как делать тасбих после намаза
Во время пятикратной молитвы тасбих (также называется теспахь после намаза на ингушском языке) может читаться как после фарда, так и после суннат. Чтение тасбиха допускается как коллективно, так и самостоятельно. Считается, что во время ночной молитвы тасбих нужно читать перед молитвой витр, а в период Рамадан, например, в Чечне, в ночное время молитва мусульман таспехь читается сразу после совершения таравих.
Начинать тасбих следует в положении сидя, словами восславления Аллаха и Пророка:
АЛЛАХУММА САЛЛИ ВА САЛИМ АЛЯ САЙИДИНА МУХАММАД. СУБХАНАЛЛАХИ УАЛЬ-ХМАДУЛИЛЛЯХИ УА ЛЯ ИЛЯХЯ ИЛЯЛЛАХУ УАЛЛАХУ АКБАР. УА ЛЯ ХАУЛЯ УА ЛЯ КУВАТА ИЛ-ЛЯ БИЛЛЯХИЛЬ-‘АЛИЙИЛЬ-АЗЫЙМ.
Далее надлежит прочесть аят «Аль-Курси», после чего произносится:
САДАКАЛЛАХУЛЬ-АЗЫЙМ. БИСМИЛЛЯХИР-РАХМАНИР-РАХИИМ. ЗУЛЬ-ДЖАЛЯЛИ СУБХАНАЛЛАХ
После этого 33 раза повторяется «Субханаллах» — чтобы не сбиться, используйте чётки субха, или их аналоги, в которых не менее 33 звеньев. Также можно использовать и счёт на пальцах. Прочитав, произнесите:
ЗУЛЬ-КАМАЛИ АЛЬХМАДУЛИЛЛЯХ
Произнесите 33 раза зикр «Альхамдулилях», после чего произнесите:
ЗУЛЬ-КУДРАТИ АЛЛАХУ АКБАР
Далее надлежит 33 раза произнести «Аллаху Акбар», после чего произнесите молитву:
ЛЯ ИЛЯХЯ ИЛЯЛЛАХУ, МУХАММАДУ РАСУЛЮЛЛАХ. ЛЯ ИЛЯХЯ ИЛЯЛЛАХУ УАХДА-ХУ ЛЯ ШЯРИКЯ ЛЯХ. ЛЯХУЛЬ-МУЛЬКУ, УА ЛЯХУЛЬ-ХАМДУ, ЙУХЙИ УА ЮМИТ. УА ХУА ХАЙЮН ЛЯ ЙАМУТ БИ ЙАДИХИЛЬ ХАИР УА ХУА АЛЬ КУЛИ ШАЙИН КАДИР.
После этого читается дуа тасбих:
АГУЗУ БИЛЛЯХИ МИНАШ-ШАЙТАНИР-РАДЖИИМ. БИСМИЛЛЯХИР-РАХМАНИР-РАХИИМ. АЛЬХАМДУЛИЛЛЯХ, АЛЬХМАДУЛИЛЛЯХ, АЛЬХМАДУЛИЛЛЯХИ РАББИЛЬ-ГАЛЯМИН. АС-САЛЯТУ УАС-САЛЯМУ АЛЯ САЙИДИНА МУХАММАДИН УА АЯЛ АЛИХИ УА САХБИХИ АДЖМАИН. АЛЛАХУММА! ИННИ АГУЗУ БИКА МИН ГАЗАБИ ДЖАХАННАМА, УА МИН АЗАБИЛЬ-КАБРИ, УА МИН ФИТНАТИЛЬ-МАХЬЯ УАЛЬ-МАМАТИ, УА МИН ШАРРИ ФИТНАТИЛЬ-МАСИХИД-ДАДЖАЛЬ. АСТАГФИРУЛЛАХ, АСТАГФИРУЛЛАХ, АСТАГФИРУЛЛАХУЛЬ-ЛЯЗИ ЛЯ ИЛЯХЯ ИЛЯ ХУ АЛЬ-ХАЙЮЛЬ-КАЙЮМ УА АТУБУ ИЛЯЙХ. РАББИ-ГФИР УА-РХАМ УА АНТА ХАЙРУ-РАХИМИИН.
После этого принято обращаться к Аллаху с мольбой о чём-либо, например, о даровании благодати умершим родственникам или излечения больным. Завершается мольба при помощи дуа после тасбиха, которая называется «Раббана». Завершая тасбих, произносится БИРАХМАТИКА ЙА АРХАМАР-РАХИМИН, после чего можно приступить к следующей молитве (если тасбих прочтён во время основной молитвы) или приступить к работе, когда тасбих прочтён вне пяти обязательных молитв.
Если мусульманин торопится, как делать тасбих
Право сократить тасбих мусульманину даровано Аллахом, но только в случае, если у него есть действительно неотложные дела. В таком случае молящийся должен произнести фразы тасбиха «Субханаллах», «Альхамдулилях» и «Аллаху Акбар» десятикратно.
Как совершают тасбих намаз и молитвы (восхваления) произносимые в нем?
В отличии от зикр-тасбих, тасбих-намаз состоит из четырёх ракаатов, с чтением нескольких сур Корана. При этом в тексте молитвы необходимо «СубханалЛахи, вальхамду лилЛахи, ва ля иляха иллялЛаху, валЛоху акбар», иногда с добавлением «Ва ля хавля ва ля къуввата илля билЛах» прочесть 75 раз в каждом ракаате, при этом общее количество произношений тасбих должно быть не менее трёхсот.
По мнению известного учёного по изучениям хадисов, имама Аль-Хакима, подтверждал «истинность свершения» такого намаза как мужчиной, так и женщиной тем, что он упомянут в хадисах, а также тем, что совершали подобный намаз, начиная со времени Пророка (с.г.в.) и по наши дни.
Можно ли произносить зикр и тасбих громко?
В данном вопросе мнения богословов расходятся – одна часть утверждает, что громкое произношение слов тасбих по завершении намаза – это сунна, вторая, основываясь на хадисах о жизни Пророка (с.г.в.), считает это действие макрух – то есть, нежелательными. Тем не менее, в обоих случаях громкое произношение зикр-тасбих не считается греховным.
Такое расхождение возникло из хадиса Муслима и аль-Бухари, переданного им рабом Абу Мададом, освобождённым ибн Аббасом. В хадисе говорится о том, что голос читающего молитву повышался в момент, когда основная молитва завершалась – так это понимали все, кто молились вместе с ним. Приводятся и слова самого ибн Аббаса, сказавшего: «Мы узнавали о том, что молитва Посланника Аллаха (с.г.в) завершена из такбира». Но среди тех, кто передал хадис мусульманам, не было единого мнения о том, читалась ли вся молитва громко, либо её следовало читать, как и полагается в 205 аяте суры «Аль-Араф» — «Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд».
При этом, когда такой вопрос задали Шейху Мухаммаду ибн Салих аль Усеймину, он ответил, что громко произносить зикр по окончании нафль намаза – сунна. Подтверждается достоверность этого, по его словам, текстом хадиса ибн Аббаса, подробно описанным аль-Бухари, говорящий, что зикр по окончании основной молитвы читался громко. Версия поддерживается также имамом Ахмадом и Абу Даудом.